Суббота, 20.04.2024, 06:19
Приветствую Вас, Гость

Амар мэндээ! Хүндэтэ айлшад! Я рада приветствовать Вас на моей страничке - страничке учителя бурятского языка Доржиевой Галины Цырен-Доржиевны.

 Страничка предназначена для детей, изучающих бурятский язык, для их родителей, учителей бурятского языка и для всех, кому интересен язык. Здесь вы найдете материалы по изучению бурятского языка, методические разработки, полезные и интересные ссылки на материалы, касающиеся языка, культуры, традиций и обычаев бурятского народа.

В своей работе использую программы, учебно-методические пособия и комплексы: Д.Д. Могоева "Амар сайн ухибууд", С.Ц. Содномов, Ж.Е. Раднаева "Буряад хэлэн", Г-Х.Ц.Гунжитова, О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева "Амар мэндэ-э!" начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста и др.

   

Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г. в рамках прохождения практики магистрантов группы 07458м ФГБОУ ВПО «БГУ» обучающихся по заочной форме обучения по программе «Современные технологии филологического образования (бурятский язык)» 2015-2017г.г.

Ведущий. Амар мэндэ хүндэтэ үхибүүд, багшанар, түрэлхид! Мүнѳѳ дуу хатарай конкурс эхилхэмнай!

Гэнтэ хоер клоунууд гүйжэ ороод, шаг шууяа гаргана.

Улаалзай. Амар сайн үхибүүд, маанадые хүлеэгээ гүт?
Һолонго. Һү! Ямар олон үхибүүд гээшэб!
Улаалзай. Эй, Танилсае! Би! …. Таанад мини нэрыемни таагты! Би сэсэгэй нэрэтэйб!

Υхибүүд таана.
Һолонго. Би! …. Байгаалиин үзэгдэлэй нэрэтэйб!

Υхибүүд таана.
Улаалзай. Харин мүнѳѳ би таанадай, хүн бүхэнэй нэрыетнай таахаб!
Һолонго.Υгы! Таахагуйш! Шадахагуйш! Харыш,ямар олон гээшэб!
Улаалзай. Таахаб! Таанад ШАНГААР нэрэеэ хэлэхэдэтнай би хүн бүхэнэй нэрыетнай таахаб. 
Һолонго. Улаалзай, ши баhал буруу хэлээш!
Улаалзай. Тиигээ hаа мγнѳѳ ѳѳрѳѳ таахаш! Мүнѳѳдэр эндэ юун болоно бэ? Юундэ үхибүүд сугларааб? А-аа?
Һолонго. О! Энэшни эгээ бэлэн даабари! День Защитника Отечества! Новый год? Шэнэ жэл! А-а… мэдэхэб … байгаарайгты… 8 марта!!! Мартын найман! Тиимэ гү? (Υхибүүдтэ хандана.).
Улаалзай. Υгы! Таагаагуйш! Мүнѳѳдэр Майн нэгэн!

Υхибүүд зүбѳѳр хэлэжэ үгэнэ.

Улаалзай. Ура! Олимпиада! Дγрбэн тэгшэ! Би олимпиадануудта дуратайб! БУРЯАД ХЭЛЭНЭЙ ОЛИМПИАДАНУУДТА ДУРАТАЙБ ЭГЭЭЛ ЕХЭЭР ДУРАТАЙБ! Олимпиадануудта эгээ бэрхэ үхибүүд хабаададаг.Таанад бэрхэнүүд гүт? Буряад хэлэ мэдэхэ гүт? Так-так… Ямар асуудал табижархихамни гээшэб! Байза!...

Ведущий. Мγнѳѳ жэл Росси соомнай ямар юумэндэ зоруюлагдаhан жэл гээшэб? Бадма Балма хоер таанад мэдэхэ гүт?

Улаалзай. Υгы. Һолонго ши мэдэхэгши?

Һолонго. Υгы.

Ведущий. Υхибγγд мэдэхэ ёhотой? (Дети отвечают) Тон зүб! ЭКОЛОГИИН жэл гээшэ. Тиимэhээ БАЙГААЛИ тухай асуухадатнай болохо.

Улаалзай. Зай, зай! Байгаарайгты! (Толгойгоо маажана, асуудал hанажа ядана)

Һолонго. Υхибγγд, жэлэй дүрбэн саг мэдэхэгтэ? (Υхибүүд харюусана). Тиигэбэл, хабар тγрэhэн γхибγγд бодогты! Зун тγрэhэн γхибγγд бодогты! Намар тγрэhэн γхибγγд бодогты! Υбэл тγрэhэн γхибγγд бодогты! Зай, бэрхэнүүд!

Улаалзай. А-а!!! Мүнѳѳ би асуухамни, (Һолонгодоо аляар хэлэнэ: мүнѳѳ хараарай, үхибүүд таагшаа гү?) Хэнтнай эгээ hайнаар Байгал-далай мэдэхэб? Улаалзай. А-а! Зай! (Υхибγγдтэ хандана) Таанад Байгал-далай тухай үгэнүүдые hанаад, хэлэхэт. Байгалнай ямар бэ? (Υхибүүд харюусана).
 

Һолонго. Ямар бэрхэ γхибγγд гээшэб.

Ведущий. Зай дуу хатараа эхилэе!

Клоунууд. Зай! Тиигэеэ!

 

ПРОЕКТ САГААЛГАН - ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА

С моей работой выполненной на Всероссийский конкурс "Интерактивный Белый месяц - 2016" Глог. «Методический сундучок. Звездочки Белого месяца» можно ознакомиться по ссылке: http://galdorzhieva56da79c3d0518.edu.glogster.com/dorzhieva-gts-d-sagaalganai-abdar/

Содержание работы:  В работе Глог. «Методический сундучок. Звездочки Белого месяца» представлены мои разработки конспектов праздников, фестиваля, конкурса Гэсэр и Дангина, посвященных национальному бурятскому празднику Сагаалган, конспект итогового образовательного события по работе над драматизацией сказки «Репкэ» из УМК «Амар мэндэ-э!» Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста» издательство «Бэлиг», авторы Г-Х.Ц. Гунжитова, О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева.

Данная работа будет интересна учителям бурятского языка, воспитателям ДОУ.

 

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребенок познает мир. Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления. Бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих столетий создавал своё самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре бурятского народа. Всё это сохраняется и передаётся нам, детям, через устное народное творчество – фольклор, в котором отражены национальные особенности.

Вот несколько бурятских народных игр для детей дошкольного возраста, для развития психических качеств (воображения, мышления, памяти), физических качеств (силы, ловкости, меткости и др.), личностных качеств (смелости, смекалки,  взаимовыручки и др.) 

Стрельба по соломенным бабкам

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника.

Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

Иголка, нитка и узелок

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок "оторвались" (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Табун

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей.В середине круга находятся жеребята.Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков.Если он осалит волка, то тот считается убитым.Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры: волк может разрывать круг, пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово..

Ищем палочку

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных. Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

Шагай наадан - Бабки-лодыжки

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т.д.  Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

4. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе. Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

Волк и ягнята

Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята.волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята.Подходят к волку.овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду»,— говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.Правила игры.ягнята держатся друг за друга и за овцу. волк может ловить только последнего ягненка. ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы… Волку нельзя отталкивать овцу.

Все о бурятских народных играх вы можете найти по ссылкам:

http://www.toonto.ru/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st041.shtml

http://www.karapuza.ru/igry-raznyx-narodov/buryatskie-narodnye-igry

Если Вас интересуют традиции и обычаи бурятского народа:

http://ehozanchal.ru/

Бурятские мультфильмы вы найдете по этому адресу: http://naidal.ucoz.ru/video  

Уважаемые учителя бурятского языка для работы Вам рекомендую очень полезный сайт Зандыновой Ольги Баировны по адресу: 

http://naidal.ucoz.ru/