Суббота, 18.05.2024, 22:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа развития
17.02.2015, 10:10

Паспорт Программы развития МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»

Нормативные документы:

Конституция Российской Федерации

Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 

Приказ Министерства образования и науки Российской

от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДОО)

Постановление от 15.05.2013 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия" с изменениями от 06.05.2014г. №508-V, от 7 октября 2014 года №663-V

Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 18.07.2013г. № 1478 «Об утверждении плана действий по введению ФГОС на 2013-2016г.г.»

Устав МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»

Образовательная программа ДОО: Примерная образовательная программа, Парциальные программы, Региональный компонент.

Назначение программы

Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного  учреждения на основе анализа  работы  МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»  за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольной организацией на основе введения ФГОС ДО, инновационных процессов.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2014-2019гг.
Название «Программа развития   муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №139 «Чебурашка» на 2014-2019 г.г.»

Авторы
Творческий коллектив педагогических работников МБ ДОУ д/с №139 «Чебурашка»

Цель

Повышение социального статуса дошкольного образовательной организации,

создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе,
повышение качества образования и воспитания в ДОО через создание, обогащение и совершенствование развивающей среды (содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной), повышение профессионального мастерства педагогов, внедрение современных педагогических технологий.

Задачи

  • Повышение качества воспитания и образования в ДОО;
  • Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.
  • Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.
  • Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обогащение, обновление, совершенствование развивающей образовательной среды ДОО, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.
  • Введение дополнительного  образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.
  • Развитие системы управления ДОО на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

Финансовое обеспечение программы

Рациональное использование бюджета, спонсорская помощь, благотворительность, участие в грантовых конкурсах.

Ожидаемые результаты:
- повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ;
- внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
-  создание базы методических разработок с  использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ;
-  улучшение состояния здоровья детей, что способствует повышению качества их образования;
- повышение технологической культуры педагогов, совершенствование их профессиональной компетенции;
- обобщение и распространение опыта ДОО в городе и республике;
- доступность системы дополнительного образования;
- качество сформированных ключевых компетенций способствует успешному обучению ребёнка в школе;

- грамотное управление учреждением способствует повышению качества образования дошкольников, расширению доли внебюджетного финансирования.

        Ведущие направления деятельности детского сада:
- Обеспечение качества дошкольного образования.
- Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (владение современным арсеналом приёмов и методов обучения, информатизации образования).

- Совершенствование владения педагогическим мониторингом: внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения.
- Развитие системы дополнительных образовательных услуг с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса.
- Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровье сберегающих технологий.
- Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность.
- Повышение профессионального мастерства педагогов  на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта), взаимодействия с  МОЦОКО, АОУ ДПО РБ «БРИОП».
- Расширение связей с учреждениями-партнерами.

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность корректировки  программы развития ДОО обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.

Программа развития  МБДОУ д/с №139 «Чебурашка» на 2014-2019 гг. является управленческим документом.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая  часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.
Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, мы учитывали тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Необходимость в дополнительных образовательных услугах так же предусмотрена в Программе так как  дети  должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Исходя из выше сказанного, Программа развития включает приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.
Таким образом, этот период в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.

 

 

Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа

Необходимость разработки программы развития  МБДОУ на период 2014 -2019 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.

Для этого требуется:

- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;

Актуальность создания  данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей,  которые желают  поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ д/с №139 «Чебурашка», можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.

Концепция программы развития МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»

Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств  для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Актуальность корректировки   программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:
- введение новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования;
- изменение стратегии развития системы образования,  в которой выделены   задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования,   среди которых - введение полноценных,  вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольные учреждения  влияющих на уровень предшкольной подготовки детей, организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники, необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста. Программа развития ДОУ учитывает и создает условия для реализации данных направлений.
- тиражирование опыта ДОУ в городе и регионе, целью которого является совершенствование системы дошкольного образования  в контексте новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования и в соответствии с социальными ожиданиями, образовательными запросами детей и родителей.

Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным  потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности   ДОУ  по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же  создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов   образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
 ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;  ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;  ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ценность качества образовательного процесса для ДОУ  напрямую связана с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание  оптимальных условий  для его развития в  образовательном процессе и в системе дополнительного  образования.
Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ д/с №139 «Чебурашка» служат:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, - использование здоровье сберегающих технологий;
- совершенствование построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
- построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
- введение дополнительных образовательных услуг.
- укрепление материально – технической базы ДОУ.
 

Деятельность детского сада основывается на следующих принципах:
поддержки специфики и разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

 

Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от 2 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя  особенности построения образовательного процесса учитывается специфика города, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.
Первый аспект Программы развития ДОУ - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. Система оздоровительной и физкультурной работы подробно определена в Программе «Здоровье».
В этой связи необходимо:
внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;
использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;
проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;
для детей с особыми проблемами в развитии, разработать индивидуальные маршруты развития, а для их родителей организовать лекотеки, где наряду с педагогами будут работать специалисты: психолог, логопед.
Опираясь на  право ДОО в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Существующие программы позволяют создать систему образовательных услуг ДОО, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов ДОО, преподавателей дополнительного образования. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития ДОО является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом, Предполагается, что Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет создать стройную систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе.
Как мы уже отмечали ранее главная направленность работы детского сада  и родителей ребенка - содействие развитию в воспитаннике такой личности, которая  осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОО. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем  воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, ширмы). В последнее время необходимо так разнообразить работу с родителями (организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия), чтобы родитель встал бы в позицию активного участника этих встреч.  Поэтому необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам: формирования культуры здорового образа жизни,  образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, цель  разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.

 

Ожидаемый  результат программы развития МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»

Предполагается что:
1.Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования
- обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе
- каждой семье будет предоставлена  консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества   образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития
- качество сформированности ключевых компетенций детей  будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе
- система дополнительного образования доступна и качественна
 2.Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства и улучшения благополучия
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий, а также для реализации потребности в трансляции опыта
- поддержка инновационной деятельности
3.Для МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников
- орган общественного самоуправления  учреждением способствует повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств
- развитие сотрудничества с другими социальными системами
- налажены связи с научно – методическими объединениями

- будут обновляться, и развиваться материально – технические и социальные условия пребывания детей в учреждении
Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ  в большей степени социально ориентированным.

Элементы риска развития программы МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»
При реализации программы развития могут возникнуть  следующие риски:
- недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников,
- недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми  с хроническими заболеваниями качественного дошкольного образования
- переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива
- организация дополнительного образования на платной основе может затруднить его доступность
 

Управление реализацией Программы осуществляется заведующей МБДОУ д/с №139 «Чебурашка».

 

Базисные аспекты программы развития МБДОУ д/с №139 «Чебурашка»
Программа развития ДОУ – локальная образовательная система.

Современная концепция развития МБДОУ д/с №139 «Чебурашка» опирается на:
- учет образовательных, социально-педагогических потребностей  общества
- индивидуальный подход в развитии каждого ребёнка
- рациональное использование ресурсов образовательной системы
- учёт социокультурной среды развития  образовательной деятельности
- взаимосотрудничество с другими образовательными учреждениями, структурами
 

Позитивное развитие МБДОУ д/с №139 «Чебурашка» успешно при повышении уровня социально-экономических условий города
Программа строится на основе анализа социально-экономического состояния и развития МБДОУ д/с №139 «Чебурашка», учитывая проблемы, успехи образовательной системы, результативность в существующих социально-экономических условиях
Программа должна быть стержневым документом при планировании целей, задач работы ДОУ и реализации их в будущем
Центральной частью программы развития образовательной системы МБДОУ д/с №139 «Чебурашка» являются программы, имеющие  собственную конструктивную реализацию.
Программа будет успешно реализовываться, если поставленные задачи будут своевременны, конкретны, эффективны 
 

Категория: Мои файлы | Добавил: Sigor
Просмотров: 450 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: