Группа №1
Вас приветствует воспитатель Симонова Светлана Викторовна
Я рада, что Вы заглянули на мою страничку
и надеюсь, что здесь
Вы найдете полезную информацию.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. В этом возрасте у вашего ребенка: Математика Логическое мышление Развитие Речи Окружающий мир Навыки обихода Вам как его родителям важно:
Сенсорное развитие детей Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического и других видов ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного). Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать ит.д. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное), восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно- образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий. Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния. В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния:
Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Вкусовые ощущения делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних и неприятным для других.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важное человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. Система фонем (от. греч. “звук”) – это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладеть смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи. Свойства звуков нельзя, подобно разновидностям формы или цвета, представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции. Ребенок пропивает, проговаривает речевые звуки и постепенно овладевает умениям изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков. Игры на восприятие звука дают детям представление о шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте.
Органом осязания служит рука, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью использую различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:
Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, треугольник); величины (длинный – короткий, толстый – тонкий); цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности использую сенсорные пособия – пирамиды, вкладыши, логический куб, сборно-разборные игрушки и др., что значительно повышает эффективность всей работы. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например при смешивании красок) или в таких играх как:
Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура. Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить. Величина понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой и маленький. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера:
Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:
|
Особенности развития ребенка в возрасте 4-5 лет
У детей в возрасте от 4-х лет начинает появляться представление о том, что можно делать, а что нельзя. Дети начинают убирать за собой игрушки, по просьбе взрослых помогать и главное, учатся доводить начатое дело до завершения. Но так происходит не всегда, детям свойственно в таком возрасте отвлекаться, на более интересные вещи, чем уборка игрушек или помощи (по мере сил) взрослому. Они ведут себя хорошо, только в присутствии человека, который для них что-то значит. В таком возрасте дети реагируют на неправильное поведение сверстников и могут переживать на эмоциональном уровне не только неправильное поведение другого ребенка, они К пяти годам ребенок уже может элементарно описать свои ощущения, его начинает волновать здоровье, как свое, так и окружающих и он старается привлечь внимание матери или воспитателя, если появился дискомфорт. В возрасте 4-5 лет начинает развиваться самостоятельность и появляться инициатива. Дети делают что-либо, ожидая похвалы и уважения от взрослого за свои поступки. Если взрослый не заметил хороших поступков, ребенок реагирует на это обидой. В отношении сверстников, появляется не просто общая игра, но и общение, дети рассказывают друг другу как провели день, что им купили, где они были. Они учатся быть общительными в социуме. В таком возрасте уже идет разделение поведения по половым признакам. Это заключается в том, что малыш может сказать, что он мальчик, поэтому носит шортики и короткую стрижку и защищает девочек. Они уже четко знают, что девочка – это дочь или внучка, а мальчик – сын или внук, брат, отец.
Тогда же складываются минимальные представления о профессиях, которые разделяются на профессии для мальчиков и девочек. Они начинают понимать, что собой представляет отдых, как нужно вести себя с другими взрослыми людьми, что можно говорить и что нельзя, учатся делать оценки поведению взрослых. Но все это возможно, если у ребенка нет торможения в развитии речи. В это время он не просто «болтает», он развивает свой язык творчески, учась сочетать слова и складывать словосочетания. Это помогает ему к пяти годам начинать пересказывать сказки, то есть заниматься отвлеченной речью. Малыш уже может поделиться своими переживаниями, начинать фантазировать, что иногда взрослые воспринимают неправильно, как ложь. Он может давать небольшие характеристики предметам. Восприятие окружающего мира становится не просто целенаправленным, но и анализирующим. Если взрослые читают ему книги, то это может стать настоятельной потребностью в будущем. Дети всегда стараются даль определение поступкам героев сказок. В таком восприятии книги большую роль играют картинки. В этом возрасте ребенок запоминает не только название книги, но и автора, а запомнив обложку, понравившуюся книгу могут найти среди других. Каждый возраст ребенка прекрасен и интересен по своему, дети 4-5 лет становятся интересными собеседниками для своих сверстников, а их анализирующие суждения о поведении другого человека иногда не просто вызывают улыбку, но и ставят в тупик своей логикой. |