Главная » Статьи » Мои статьи |
Артикуляционная гимнастика для дошкольников Когда проводить с детьми артикуляционную гимнастику У каждого ребенка речь развивается индивидуально. Большинство детей в три-четыре года не умеют произносить правильно все звуки родного языка, некоторые труднопроизносимые звуки, такие как «р», «л», «щ», «ч», «ж», дети могут заменять на другие, или эти звуки вообще отсутствуют в речи, малыш может переставлять звуки или слоги в словах, сокращать длинные слова. И это вполне нормально. К пяти-шести годам такие нарушения должны исчезнуть, но если этого не произошло, то ребенка необходимо показать логопеду и выяснить причину нарушений речи. Занятия с логопедом помогут устранить эти нарушения. Родителям уже с самого раннего возраста необходимо позаботиться о развитии речевого аппарата ребенка и профилактике нарушений звукопроизношения. В этом вам поможет артикуляционная гимнастика. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы. Упражнения для язычка — развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам. Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке. Упражнения для нижней челюсти-удерживать челюсть в определенном положении. Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям. Начните развивать артикуляционный аппарат малыша уже в 9-10 месяцев. Для этого научите его дуть в дудочку. Для ребенка это будет и отличным развлечением, и тренировкой артикуляционного аппарата, и формированием правильного дыхания.
Когда малыш подрастет, предлагайте ему упражнения для тренировки речевого аппарата в форме игры. Начинайте с упражнений для губ и щек: Слоник— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника. Хрюшка-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу. Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами. Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя. Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед. Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали. Это упражнение поможет в постановке звука «р». Хомячок –щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный. Шарик-щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик. Статические упражнения для языка Язычок спит в домике-рот открыт, язык свободно лежит во рту. Язычок загорает-широкий язык лежит на нижней губе. Язычок потягивается — рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы. Язычок выглянул в окошко— рот открыт, узкий язык вытянуть вперед. Сердитая кошка-рот открыт, кончиком языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Грибок — рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо. Динамические упражнения для языка Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ. Достань нос – рот открыт, язык тянется к носу. Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону. Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую. Лошадка — цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно. Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба. Оближи варенье — кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево. Накажем язычок — широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя. Упражнение для нижней челюсти Корова жует травку-совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо. Экскаватор— медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением. Акула охотится – челюсть опустить вниз –влево, вниз-вправо, вниз-закрыть рот. Кто дольше-произносить протяжно гласные звуки: А-а-а-а-а У-у-у-у-у Е-е-е-е-е Потом несколько гласных звуков: А-а-а-а-у-у-у А-а-а-а-е-е-е А-а-а-а-и-и-и И-и-и-а-а-а Как правильно делать артикуляционную гимнастику Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только тогда навык будет закрепляться. Не перенапрягайте ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение. Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если вы предложите ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда малыш примет приглашение с удовольствием. Проявите творчество, придумывайте сказки, которые будут интересны вашему ребенку, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять ». Имитируйте движения животных, птиц. Выполняя упражнения, ребенок должен видеть свое лицо, поэтому занимайтесь перед зеркалом. Также для развития речи и формирования правильного звукопроизношения рекомендуется делать дыхательную гимнастику. И конечно не забудьте про развитие мелкой моторики рук. | |
Просмотров: 467 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |