Вторник, 07.05.2024, 16:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Аннотация: В статье подчеркнута актуальность экологического образования детей дошкольного возраста. Авторами рассмотрена авторская программа по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Расточительная, безответственная деятельность человека в природе, ведет к нарушению экологического равновесия и ставит на первое место проблемы экологии нашей республики, страны, мира и планеты в целом.

  • ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического образования.

Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи, общества.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Рассмотрев различные базисные программы для детского сада, например, программу Е. Рылеевой «Открой себя», Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», программу «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой, программу «Семицветик», программу Т.А. Копцевой «Природа и художник», программу «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, мы составили дополнительную образовательную программу по экологическому воспитанию «Воспитание экологически мыслящей личности», которая обеспечивает познавательное и экологическое развитие детей в возрасте 4 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В данной программе представлена модель организации образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Программа рассчитана на три возрастные группы: средняя группа (от четырѐх до пяти лет), старшая группа (от пяти до шести лет) и подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).

Программа составлена на основе следующих регламентирующих документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 01.01.2014г.

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждѐнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.

Основную цель экологического воспитания наших детей в дополнительной общеразвивающей программе детского сада «Воспитание экологически мыслящей личности» мы определяем как, воспитание экологически мыслящей личности, формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи: развитие интереса, любознательности, формирования первичных представлений детей о планете Земля как общем доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных зон; развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; формирование умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически-ориентированного взаимодействия с ее объектами; формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыков наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы; вырабатывание умения сравнивать и выявлять простейшие причинно-следственные связи, находить оптимальное решение различных по степени сложности экологических ситуаций; воспитание гуманно-ценностного отношения к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем; развитие самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки; выработка практических умений и навыков природоохранной деятельности.

Программа предусматривает интеграцию содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Интегративный принцип является ведущим. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям:

1) содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

2) содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;

3) содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой;

4) содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;

5) содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Формы реализации содержания образовательных областей, выбранные педагогом ДОО, зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей, формируют различные виды детской деятельности, направленные на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста и экологоориентированную среду.

Задачи по развитию экологической культуры реализуются через:

- нетрадиционные формы занятий по ознакомлению с природой: тематические, с элементами психогимнастики, интегрированные;

- образовательные события, занятия, игры, тренинги, практические занятия посредством встреч с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды, экскурсии в природу (парк им. С.Н. Орешкова, скверы), знакомство с природой родного края в Этнографическом музее народов Забайкалья, Музее Природы, на выставках (выставки домашних животных, выставки цветов), учебным фильмам;

- посещение мероприятий, способствующих ознакомлению с природой родного края и защитой окружающей среды;

- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов, в экологических акциях;

- предметно-развивающую среду: в каждой группе имеется уголок природы, где расположены комнатные растения, предметы ухода за растениями, календарь природы, дневник наблюдений за погодой, мини-лаборатория.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sigor (04.04.2018)
Просмотров: 380 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: